В июле этого года Правительство России включило услуги в сфере здравоохранения в список продукции, товаров, работ, услуг, поддержка экспорта которых осуществляется федеральными органами аккуратной власти в приоритетном порядке.
Практически речь заходит о развитии въездного медицинского туризма. Аналитики утверждают, что это весьма перспективное направление, потому, что мировой рынок медицинского туризма образовывает приблизительно $45-72 млрд. Но ни Минздрав России, ни Росстат не владеют правильными данными о том, сколько человек приезжает в Россию с целью получения медицинских услуг и какое количество средств в следствии поступает в систему российского здравоохранения, отметили участники экспертного заседания, состоявшегося 15 сентября в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Они утвержают, что в прошедшем сезоне не более 19 тыс. иностранных граждан приехали в Россию лечиться, причем большинство из них – граждане бывших советских республик. Для сравнения: Республика Беларусь, где медицинский туризм был включен в национальную программу развития туризма еще в 2008 году, каждый год принимает 180-200 тыс. медицинских туристов, отметил председатель совета директоров компании медицинского туризма "Амедтур" Виктор Ильюшиц.
Согласно точки зрения специалистов, для системного развития сферы медицинского туризма в России нужно в первую очередь закрепить в федеральном законодательстве соответствующее понятие и ввести особые медицинские визы, упрощающие въезд чужестранцев в Россию с целью лечения. Необходимо подчеркнуть, что в начале этого года определение медицинского туризма появилось в законе о туристской деятельности Петербурга (Закон Петербурга от 17 февраля 2017 г. № 93-13), а муниципальные власти заключили с Всемирной туристской организацией меморандум о продвижении города как центра туризма, в частности медицинского, сказал президент Ассоциации медицинского туризма Игорь Платонов.
Информирование чужестранцев о возможностях российских медицинских центров – нужное условие развития въездного медицинского туризма. Оно может осуществляться, например, в рамках деятельности подведомственного Ростуризму Национального маркетингового центра по туризму (Visit Russia), уверены специалисты. Но чтобы рекламировать медицинские услуги в мире, необходимо, во-первых, найти конкретный список организаций, готовых на постоянной базе принимать иностранных граждан, а во-вторых, обеспечить последним получение привычного сервиса (речь заходит как о наличии нужного оборудования, так и о культуре общения с больными), отметил помощник начальника Ростуризма Роман Быстрый.
Одним из способов подтверждения качества оказываемых медицинской организацией услуг является добровольная сертификация: интернациональная или национальная, стандарты которой будут считаться за границей. Российские стандарты таковыми не являются, исходя из этого для выхода на мировой рынок клинике нужно аккредитоваться по стандарту JCI (Joint Commission International – наибольшая интернациональная организация по аккредитации медучреждений; Сейчас по стандарту JCI аккредитовано около 1000 медучреждений, всего 3 из них – российские) либо по более распространенному стандарту ISO, считает Игорь Платонов. Наличие международного сертификата учитывается и иностранными страховыми компаниями при выборе клиники для клиентов. Наряду с этим стандарты оказания медицинской помощи иностранным гражданам и гражданам России не должны различаться – недопустимо сказать о более качественных услугах для чужестранцев, выделили специалисты.
Одновременно с этим к идее создания "копий" зарубежных медучреждений на территории международного медицинского кластера (закон от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ) опытное сообщество пока относится настороженно. Как отметил директор Фонда международного медицинского кластера Михаил Югай, сущность проекта заключается в предоставлении иностранным клиникам возможности работать в России по своим стандартам, применяя оборудование и медицинские препараты, не зарегистрированные в Российской Федерации, и завлекая иностранных экспертов в упрощенном порядке, но по более низким, чем в стране нахождения "головной" клиники стоимостям. Предполагается, что на базе таких учреждений смогут повышать квалификацию российские доктора.
Однако многие специалисты уверены, что создание таких центров очень плохо отразится на состоянии конкуренции в сфере медицинских услуг. Исходя из этого, согласно их точке зрения, лучше сосредоточиться на обновлении оборудования и увеличении качества оказания помощи в российских клиниках, что машинально выведет систему здравоохранения на новый уровень, поскольку медицинским учреждениям нужно будет бороться за больных. Тем самым решится и куда более ответственная, чем развитие въездного туризма, задача – уменьшить количество россиян, выезжающих на лечение за границу.
Ряд современных российских центров, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, уже сейчас конкурентноспособны в мире, но оказываемые в России услуги по реабилитации не радуют, выделила директор Университета экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Поэтому она внесла предложение поразмыслить, к примеру, о сотрудничестве медучреждений с санаторно-курортными организациями, которые могут принимать больных на время их реабилитационного периода.
Как видно, идей по формированию медицинского туризма у представителей опытного сообщества много, но до тех пор, пока не будет найдена ответственная за данную сферу структура, вряд ли возможно ожидать их практической реализации.